«Аудамбара-Самхита» [Шри Нимбарка-Сампрадая] — Часть 03: тамасика-праманы, «Харита-Смрити» и Шива о сне в Экадаши

Предыдущая часть серии находится здесь. В этой части мы продолжаем обсуждать тему Экадаши. 

01. «ШРИ КАЛИКА-ПУРАНА». 

При рассмотрении темы 2 пакш Экадаши Шри Нимбарка-Ачарья цитирует нетривиальный праман из «Шри Калика-Пураны». В целом, у вриндаванского Кришнаизма длинная история пересечения с Шактизмом: «Шри Радха-Тантра» — это, по сути, одна из Тантр Шри Калики; Голока упоминается в «Шри Деви-Бхагавата-Пуране» и т.д.

Обратите внимание на то, что нижеследующий тамасика-праман из «Шри Калика-Пураны» Шри Нимбарка-Ачарья сразу же подтверждает саттвика-праманом из «Шри Гаруда-Пураны». 

kālikāpurāṇe

sarveṣāmiha pāpānāmāśrayaḥ sa tu kīttitaḥ । 

vivecayati yo mohādekādaśyau sitā’site ॥417॥

«Аудамбара-Самхита», 417 (праман из «Шри Калика-Пураны»): «Тот, кто мелет вздор о том, что одна пакша Экадаши важнее другой и том, что можно отдавать предпочтение лишь одной пакше Экадаши, вбирает в себя все грехи, существующие в мире. Ни в коем случае нельзя относится к 2 пакшам Экадаши с бхеда-бхавой (идеей различия)!». 

В хинди-переводе данный праман звучит следующим образом: «कालिकापुराण में कहा गया है — जो शुक्लपक्ष और कृष्णपक्ष की एकादशियों में मूर्खतावश न्यून धिकता एवं भेद भाव मानता हो उसे समस्त पापों का पात्र समझना चाहिये — kālikāpurāṇa mēṃ kahā gayā hai — jō śuklapakṣa aura kṛṣṇapakṣa kī ēkādaśiyōṃ mēṃ mūrkhatāvaśa nyūna dhikatā ēvaṃ bhēda bhāva mānatā hō usē samasta pāpōṃ kā pātra samajhanā cāhiyē»

gāruḍe

śuklā vā yadi vā kṛṣṇā viśeṣo nāsti kaścana । 

viśeṣaṃ kurute yastu pitṛhā sa prakīrtitaḥ ॥418॥

«Аудамбара-Самхита», 418 (праман из «Шри Гаруда-Пураны»): «Тот, кто следует идеям вишеш (различий) между Кришна-пакшей и Шукла-пакшей Экадаши, совершает грех, равный греху убийства отца/родственников». 

02. ДИКША. 

С обычных людей нет большого спроса в плане скрупулёзного следования Экадаши, но всё меняется, когда мы говорим об инициированных вайшнавах:

skānde

paramāpadamāpanno harṣe vā samupasthite । 

naikādaśīṃ tyajedyastu tasya dīkṣā’stivaiṣṇavī ॥425॥

«Аудамбара-Самхита», 425 (праман из «Сканда-Пураны»): «Даже самые радостные и самые горестные события в жизни не должны служить оправданием/предлогом для увиливания от соблюдения Экадаши. Для инициированных вайшнавов соблюдение Экадаши является обязательным». 

03. САНКАЛЬПА-МАНТРЫ. 

Для того, чтобы Экадаши прошёл успешно, перед началом поста всегда произносят Санкальпа-Мантры. 

tathā skānde

rātriṃ nayettataḥ paścātprātaḥ snāyātsamāhitaḥ । 

upavāsaṃ tu saṃkalpya mantrapūtaṃ jalaṃ pibet ॥484॥

arthasādhāraṇakramaḥ kṛṣṇārccako nipīyakam | 

kṛṣṇamabhyarcya tu vrataṃ saṃkalpena nivedayet ॥485॥

«Аудамбара-Самхита», 484-485 (праманы из «Сканда-Пураны»): «После утреннего омовения нужно выполнить санкальпу и ачаману. Такова садхарана-крама [стандартная/общепринятая последовательность ритуалов]. Затем проводится Шри Кришна-пуджа и к Господу Шри Кришне обращаются с санкальпой об успешном соблюдении Экадаши». 

tathā mārkaṇḍeya

aṣṭākṣareṇa mantreṇa trirjaptenābhimantritam । 

upavāsaphalaprepsuḥ pibettoyaṃ samāhitaḥ ॥486॥ 

viṣṇvarccanaṃ tataḥ kṛtvā puṣpāñjalimathāpi vā । 

saṃkalpamantramuccārya devāya vinivedayet ॥487॥ 

«Аудамбара-Самхита», 486-487 (слова Маркандеи): «Сначала к Бхагавану Шри Вишну следует обратиться с помощью Шри Нараяна-Аштакшара-Мантры [ॐ नमो नारायणाय — oṃ namo nārāyaṇāya], повторив данную Мантру 3 раза. Затем выполняется ачамана и пуджа с пушпанджали-арпаной. После этого к Бхагавану Шри Вишну обращаются, читая Санкальпа-Мантру». 

Далее Шри Нимбарка-Ачарья приводит текст Санкальпа-Мантры — я цитирую её не в полном варианте, а лишь 1-ый стих, так как Мантра предназначена для вайшнавов из Шри Нимбарка-Сампрадаи и нет смысла разбирать её полностью:

संकल्पमन्त्र:

एकादश्यं निराहारो भोक्ष्येऽहं द्वादशीदिने । 

निवेदयामि देवेश निर्विघ्नं कुरु केशव ॥४८८॥

saṃkalpamantra:

ekādaśyaṃ nirāhāro bhokṣye’haṃ dvādaśīdine । 

nivedayāmi deveśa nirvighnaṃ kuru keśava ॥488॥

04. «ХАРИТА-СМРИТИ». 

Очень интересен праман из «Харита-Смрити» о Харивасаре. У Шри Нимбарка-Ачарьи встречаются рекурсивные темы — определение Харивасары разбиралось в начале «Аудамбара-Самхиты» (Харивасаре была посвящена 2-ая часть данной серии постов), но здесь Шри Нимбарка-Ачарья напоминает нам о важности этого правила:

hārīta:

patitapākhaṇḍināstikādisambhāṣaṇahiṃsendriya

cāpalyādisarvamupavāsadine vajrjanīyam ।

atra patitā harivāsare’nnabhoktāraḥ ॥498॥

«Аудамбара-Самхита», 498 (праман из «Харита-Смрити»): «Общеизвестно, что на Экадаши запрещены чувственные наслаждения и разговоры с падшими/еретиками/атеистами, но тот, кто нарушает правило Харивасары, считается самым падшим из всех грешников!». 

05. СОН В ЭКАДАШИ ( ̄o ̄) zzZZzzZZ.

Часто можно услышать заблуждение о том, что в Экадаши достаточно просто не есть зерновые, но, если вы изучали обширный сегмент об Экадаши из «Шри Падма-Пураны», то наверняка обратили внимание на то, что сегмент этот начинается с правил о сне, а не о диете! По ортодоксальным правилам, в Экадаши ни в коем случае нельзя спать (как днём, так и ночью) — Шри Нимбарка-Ачарья подробно разбирает данную тему.

skānde śiva:

daṣṭāḥ kali-bhujaṅga na svapanti madhughno dine । 

jāgaraṃ yena kurvanti māyāpāśavimohitāḥ ॥526॥

prayātyekādaśī yeṣāṃ kalau jāgaraṇaṃ vinā ।

te vinaṣṭā na sandeho yasmājjīvitamaghru vam ॥527॥

«Аудамбара-Самхита», 526-527 (слова Шивы из «Сканда-Пураны»): «Знай, что тот, кто спит в Экадаши, одурачен особой формой Бхуджанга-Кали. В эту Кали-Югу, те, кто спят на Экадаши, обретают лишь судьбу горемык и разрушение всего того, что им дорого». 

vāyavīye

kā sparddhā divi devānāṃ harerjāgarakāriṇām । 

indrādīnāṃ tu patanaṃ mokṣo jāgarakāriṇām ॥576॥

«Аудамбара-Самхита», 576 (праман из «Ваявия-Самхиты», которая относится к 7 Самхитам «Шива-Пураны»): «Как можно сравнивать жителей Индра-Локи (райских миров) и вайшнавов, которые не спят в Экадаши? Индра-Лока — это планета чувственности, с которой падают в сансару. Вайшнавы, бодрствующие в Экадаши, никогда не падают, так как в итоге они получают вечную Мокшу на Шри Вайкунтхе!».

prahlādasaṃhitāyāṃ prahlādaḥ

yāni kāni ca pāpāni brahmahatyādikāni ca ।

kṛṣṇajāgaraṇe tāni vilayaṃ yānti khaṇḍaśaḥ ॥577॥

«Аудамбара-Самхита», 577 (слова Прахлады из «Прахлада-Самхиты»): «Тот, кто, вместе с Господом Шри Кришной, бодрствует в Экадаши [т.е. тот, кто следует различным ангам поклонения Господу Шри Кришне на Экадаши], разрушает даже самые тяжёлые грехи — например, даже такие тяжелейшие грехи, как убийство брахмана». 

P.S. Если вас интересует тема бодрствования в Экадаши и Двадаши, то рекомендую обратиться к подробным разъяснениям Шивы из «Шри Падма-Пураны» — это Том №7 английского издания, со стр. 2456. Сканы есть в моей электронной библиотеке — http://vishnudut1926.blogspot.com/2018/08/shree-padma-purana-full-set-all-10.html

Статья/перевод/OCR и вычитка санскрит-праманов: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 30-апрель-2023

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 

онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Микро-блог (=◕ᆽ◕ฺ=) https://gettr.com/user/vishnudut1926

Следующие блоги повторяют друг друга (зеркала):

WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

SL https://solcial.io/@vishnudut1926 TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/