Q&A: Поклонение Шри Вараха-Аватаре в Джая-Экадаши (Бхима-Экадаши) и Вараха-Двадаши (Бхима-Двадаши)…

Содержание статьи:

║  I. Как возникла традиция поклонения Шри Варахе в Джая-Экадаши?

║ II. Почему Джая-Экадаши часто называют ‘Бхима-Экадаши’ и ‘Бхайми-Экадаши’?

║ III. Существуют ли адаптированные/упрощённые правила поклонения Шри Варахе в Джая-Экадаши? История царя (кшатрия) Вирадханвы из «Шри Вараха-Пураны».

║ IV. Две Бхагавата-Мантры: Васудева-Мантра и Вараха-Мантра. 

║ ПРИЛОЖЕНИЕ: Несколько слов о Бхима-Двадаши из «Бхавишья-Пураны» и ссылки на сканы для самостоятельного изучения. 

••• ═───── •❖• ─────═ •••

I. Как возникла традиция поклонения Шри Варахе в Джая-Экадаши?

Вопрос: «Я сейчас готовлюсь к Джая-Экадаши и у меня возник вопрос по поклонению Шри Вараха-Аватаре в этот пост. 

В ‘Шри Падма-Пуране’, а я обычно сверяю все Экадаши именно с ‘Шри Падма-Пураной’, упоминается лишь история гандхарва Мальявата и апсары Пушпаданти, которые голодали в Джая-Экадаши, тем самым заслужив возвращение на планеты Индры, с которых они ранее пали. В ‘Шри Падма-Пуране’ вообще не упоминается поклонение Шри Варахе. 

В связи с этим у меня возник вопрос — откуда происходит традиция поклонения Шри Вараха-Аватаре в Джая-Экадаши?». 

Ответ by Vishnudut1926: «У Джая-Экадаши есть интересная особенность — данный пост упоминается сразу в 3 Вайшнава-Пуранах. 

Давайте сначала начертим краткую схему — так вам сразу станет понятно, откуда произошла традиция поклонения Шри Варахе в Джая-Экадаши (схема — ниже, а также на boxplurkdropboxkoofrgett):

01. ‘Шри Гаруда-Пурана’, Ачара-Кханда, Глава 127 — в этой Главе рассказывается о поклонении золотому Мурти Шри Варахи в Джая-Экадаши с бодрствованием всю ночь и классическими правилами Экадаши (голодание, слушание катхи о Господе Шри Вишну из Пуран и т.д.) 

02. ‘Шри Вараха-Пурана’, Глава 41 — в этой Главе рассказывается о Вараха-Двадаши. 

Фактически Вараха-Двадаши — это продолжение Экадаши из ‘Шри Гаруда-Пураны’, поэтому в Вараха-Двадаши также поклоняются золотому Мурти Шри Варахи и не спят всю ночь. Голодания здесь уже нет — пищу можно принимать в соответствии с классическими правилами Двадаши. 

03. ‘Шри Падма-Пурана’, Уттара-Кханда, Глава 43. Это как раз история гандхарва Мальявата и апсары Пушпаданти, которые пали с Индра-Локи. 

Все 3 вышеуказанные версии можно свести к 2 практическим вариантам проведения Джая-Экадаши, который также известен под такими названиями как ‘Бхима-Экадаши’ и ‘Бхайми-Экадаши’. 

ВАРИАНТ-01 (сложный — 2 дня, кшатрия-дхарма). 

В этом варианте Джая-Экадаши с поклонением золотому Мурти Шри Варахи на основании правил из ‘Шри Гаруда-Пураны’ плавно переходит в Вараха-Двадаши также с поклонением золотому Мурти Шри Варахи уже на основании ‘Шри Вараха-Пураны’. 

Таким образом, под этот пост нужно сразу планировать 2 интенсивных дня поклонения. 

Для обычного человека этот вариант не подходит, так как предполагает предложение драгоценностей, знание Мантр для поклонения золотому Мурти Шри Варахи и дарение золотого Мурти Шри Варахи вайшнава-брахманам после проведения поста. 

В целом, данный вариант предназначен лишь для кшатриев и относится больше к кшатрия-дхарме — далее я расскажу отдельную историю на эту тему.   

ВАРИАНТ-02 (лёгкий — 1 день, для обычных людей). 

Это вариант для обычных людей как раз по образцу гандхарва Мальявата и апсары Пушпаданти из ‘Шри Падма-Пураны’, у которых, после падения с Индра-Локи, было лишь несколько ‘ценных активов’ для соблюдения Экадаши — голод, нищета и отчаяние. 

Данный пост отлично подходит любому человеку Кали-Юги, так как перечисленные активы у людей Кали-Юги всегда присутствуют в избытке. 

В варианте №2 акцент делается именно на голодании весь день/всю ночь. Кстати, катха для этого варианта №2  есть у меня в блоге  — ссылка на катху из Уттара-Кханды ‘Шри Падма-Пураны’«.  

••• ═───── •❖• ─────═ •••

II. Почему Джая-Экадаши часто называют ‘Бхима-Экадаши’ и ‘Бхайми-Экадаши’?

Вопрос: «Вы упомянули название ‘Бхима-Экадаши’, поэтому я сразу задам вопрос, который меня давно интересует. Почему ‘Джая-Экадаши’ часто также называют либо ‘Бхима-Экадаши’, либо ‘Бхайми-Экадаши’?».

Ответ by Vishnudut1926: «Это как раз традиция из Ачара-Кханды ‘Шри Гаруда-Пураны’. В самом начале Главы о Джая-Экадаши говорится следующее:

māghamāse śuklapakṣe sūryarkṣeṇa yutā purā

ekādaśī tathā caikā bhīmena samupoṣitā [1-127-1]

āścarya tu vrataṃ kṛtvā pitṝṇāmanṛṇo ‘bhavat 

bhīmadvādaśī vikhyātā prāṇināṃ puṇyavardhinī [1-127-2]

‘Шри Гаруда-Пурана’, Ачара-Кханда, 127.1-2: ‘Некогда знаменитый Бхима постился в 11-ый день месяца Магха, отмеченный Хаста-накшатрой. Благодаря этому посту Бхима смог избавиться ото всех обязанностей/долгов перед питри (предками). С тех пор Экадаши и Двадаши светлой половины месяца Магха известны как Бхима-Экадаши и Бхима-Двадаши — оба дня даруют невероятное увеличение пунья-кармы (благочестивой кармы)’.

Сейчас, кстати, часто попадается очень неправильное произношение ‘Бхайми’ вместо ‘Бхима’ — источник этой ошибки трудно отследить. 

Например, в английском переводе ‘Шри Гаруда-Пураны’ от New Bharatiya указан ошибочный перевод ‘Bhaimi Dvadasi’, несмотря на то, что в оригинальном тексте ‘Шри Гаруда-Пураны’ написано ‘bhīmadvādaśī’

В английском переводе ‘Шри Гаруда-Пураны’ Motilal Banasirdass, наоборот, указано правильное произношение ‘bhīmadvādaśī’. Смотрите пример-сравнение ниже (также на boxplurkdropboxkoofrgett):

Таким образом, правильное произношение — это именно ‘Бхима’ (Бхима-Экадаши, Бхима-Двадаши), а не ‘Бхайми'». 

••• ═───── •❖• ─────═ •••

III. Существуют ли адаптированные/упрощённые правила поклонения Шри Варахе в Джая-Экадаши? История царя (кшатрия) Вирадханвы из «Шри Вараха-Пураны». 

Вопрос: «Я очень загорелся идеей поклонения Шри Варахе, но у меня нет золотого Мурти. Не существует каких-нибудь адаптированных и упрощённых правил для поклонения Шри Варахе в Джая-Экадаши и Бхима-Двадаши?». 

Ответ by Vishnudut1926: «Увы, нет. В ‘Шри Вараха-Пуране’ и ‘Шри Гаруда-Пуране’ обозначена очень строгая система поклонения, центром которой является именно золотое Мурти Шри Варахи.

अस्मिन्वराहपुरुषं कृत्वा देवं तु हाटकम् — asminvarāhapuruṣaṃ kṛtvā devaṃ tu hāṭakam — ‘В этот день (Джая-Экадаши) следует поклоняться Мурти Шри Варахи, которое сделано из золота (hāṭaka)’ — так говорится в ‘Шри Гаруда-Пуране’, Ачара-Кханде, 127.13.

सौवर्णं वाराहं कारयेद् बुधः दंष्ट्राग्रेणोद्धृतां पृथ्वीं  — sauvarṇaṃ vārāhaṃ kārayed budhaḥ daṃṣṭrāgreṇoddhṛtāṃ pṛthvīṃ — ‘В этот день (Вараха-Двадаши) следует поклоняться золотому Мурти Шри Варахи, который держит Шри Притхви (Шри Бхуми-Деви)’ — так говорится в ‘Шри Вараха-Пуране’, 41.7-8. 

Лично я в дни Вараха-Экадаши и Вараха-Двадаши буду повторять ‘Шри Вараха-Кавачу’ (сложная Кавача с ньясами), ‘Шри Вараха-СахасраНам’ и одну из Вараха-Мантр, но это тоже сложная система поклонения, которая требует обучения. 

В целом, усложнённая система с поклонением золотому Мурти Шри Варахи предназначена для богатых кшатриев — например, Бхима, как мы помним, относится именно к династии кшатриев. В связи с этим в ‘Шри Вараха-Пуране’, как раз в Главе 41 о Вараха-Двадаши, рассказывается история царя (кшатрия) Вирадханвы — перескажу вкратце. 

Некогда царь Вирадханва отправился на охоту — во время этой охоты Вирадханва убил не только огромное количество оленей около ашрама мудреца Самварты, но также умудрился убить 5 сыновей-брахманов Самварты.

Как можно было убить людей вместе с оленями? В ‘Шри Вараха-Пуране’ приводится следующая подробность о 5 сыновьях Самварты. 

Некогда эти 5 сыновей обнаружили оленят, которые потеряли мать-олениху и умирали. Сыновья Самварты собирались выходить оленят и для этого перенесли их в заброшенную пещеру, но в мрачной атмосфере пещеры все оленята погибли.

Таким образом, сыновья Самварты стали косвенно виновны в убийстве живых существ — в связи с этим, 5 сыновей Самварты спросили у своего отца об упае, которая могла бы снять с них тяжелую карму убийства оленят. 

Самварта порекомендовал сыновьям специальную упаю, которая предполагала йогическую медитацию — для этой медитации нужно было находиться в лесу, облачившись в шкуры оленей. 

Трагические переплетения кармы и убийство 5 брахманов. 

Во время охоты царь Вирадханва спутал 5 сыновей мудреца Самварты в оленьих шкурах непосредственно с живыми оленями и убил их. В итоге царь Вирадханва получил очень тяжелую карму убийства аж 5 брахманов!

После осознания всей тяжести устроенной бойни, царь Вирадханва сразу же помчался к своему гуру — мудрецу Деварате. 

Деварата сказал царю Вирадханве, что правильное соблюдение Вараха-Двадаши (с поклонением золотому Мурти Шри Варахи и прочими строгими правилами, указанными в Главе о Вараха-Двадаши из ‘Шри Вараха-Пураны’) снимет с царя всю тяжелую карму. 

Царь Вирадханва строго выполнил все указания. За правильное соблюдение Вараха-Двадаши Индра хотел забрать царя Вирадханву на свои планеты, так как дхармичные кшатрии, как правило, отправляются на Индра-Локу после смерти, но Индре помешали вишнудуты, которые решили, что за правильно проведённый пост Вараха-Двадаши царь Вирадханва заслужил жизнь на более высших локах, а именно — на Сатья-Локе (с которой никогда не падают). 

После жизни на Сатья-Локе вишнудуты переправили царя Вирадханву на Шри Вайкунтху (с которой тоже никогда не падают). 

Мораль всей истории: важность видхи при поклонении Шри Варахе. 

В конце этой истории в ‘Шри Вараха-Пуране’ специально подчёркивается следующее:

prasanne yajñapuruṣe kiṃ citraṃ yena tadbhavet [41-39]

iha janmani saubhāgyam āyur ārogya sampadaḥ 

eka ikā vidhinopāstā dadāty amṛtam uttamam [41-40] 

kiṃ punar varṣa saṃpūrṇe sa dadāti svakaṃ padam 

nārāyaṇaś catur mūrttiḥ parārdhyaṃ ca na saṃśayaḥ [41-41]

‘Шри Вараха-Пурана’, 41.39-41: ‘Нет ничего удивительного в этой истории, ибо для тех, кто правильно поклоняется Яджна-Пуруше (Господу Шри Вишну), нет ничего невозможного! 

Даже однократное поклонение Бхагавану Шри Нараяне в соответствии со строгими видхи, дарует долгую жизнь, богатство, отменное здоровье и бессмертие (мокшу на Шри Вайкунтхе). 

Бхагаван Шри Нараяна дарует проживание в Своей Обители (на Шри Вайкунтхе) тем, кто поклоняется Ему в соответствии со строгими видхи’. 

Таким образом, в ‘Шри Вараха-Пуране’ строго подчеркивается соблюдение всех строгих правил (видхи) для Вараха-Экадаши и Вараха-Двадаши, т.е. адаптированных и лёгких правил здесь не существует. Дополнительные вопросы?».

••• ═───── •❖• ─────═ •••

IV. Две Бхагавата-Мантры: Васудева-Мантра и Вараха-Мантра.

Вопрос: «Нет, спасибо за ответы — буду соблюдать Экадаши так, как соблюдал всегда, на голоде — по системе Мальявата и Пушпаданти». 

Ответ by Vishnudut1926: «Как вариант, можно также в Джая-Экадаши сделать акцент на повторении Васудева-Мантры [oṃ namo bhagavate vāsudevāya], потому что в ‘Шри Гаруда-Пуране’ есть прекрасный совет о повторении данной Вишну-Мантры:

pañca pravahaṇānyeva bhavābdhau majjatāṃ nṛṇām 

viṣṇurekādaśī gītā tulasī vipradhenavaḥ [2-32-100]

asāre durgasaṃsāre ṣaṭpadī bhaktidāyinī 

namo bhagavate vāsudevāyeti japannaraḥ [2-32-101]

‘Шри Гаруда-Пурана’, Прета-Кханда, 32.100-101: ‘В Кали-Югу существует 5 спасательных кругов для тех, кто увяз в болоте сансары: Вишну, Экадаши, Бхагавад-Гита, Туласи, а также поклонение брахманам/коровам. 

Кроме того, даже простое повторение Мантры oṃ namo bhagavate vāsudevāya дарует все Бхакти-сиддхи и обретение Шри Вайкунтхи’.

Дополнительно в день Джая-Экадаши очень полезно погрузиться в изучение Вайшнава-Пуран, так как в ‘Шри Гаруда-Пуране’, Ачара-Кханде, 127.18 говорится: śrutvā purāṇaṃ devasya māhātmyapratipādakam — в день Джая-Экадаши нужно обязательно слушать (изучать) Пураны, воспевающие Величие Господа Шри Вишну». 

Вопрос: «Кстати, в связи с Васудева-Мантрой мне сразу вспомнилась Мантра ‘Ом Намо Бхагавате Вараха Рупая’, которую я несколько раз встречал в интернете. Эту Мантру можно повторять или для неё нужна инициация?». 

Ответ by Vishnudut1926: «Это не полная Мантра Шри Варахи, а лишь начало оригинальной Шри Вараха-Мантры, так как полная Мантра Шри Варахи примерно в 2 раза длиннее, включает в себя поклонение Шри Бхуми-Деви и строфу о Прапатти. 

Кроме того, полная Мантра Шри Варахи требует знания ‘Шри Вараха-Кавачи’ с ньясами (ньясы нужны как для Шри Вараха-Мантры, так и для ‘Шри Вараха-Кавачи’) — это одна из тех Вишну-Мантр, которую ни в коем случае нельзя повторять без Кавачи и ньяс.

В общем, лучше остановиться именно на классической Вишну-Мантре — oṃ namo bhagavate vāsudevāya, голодании и изучении Вайшнава-Пуран. Так будет намного безопаснее». 

Вопрос: «Понятно, спасибо большое за ответы — теперь у меня точно больше нет вопросов». 

Ответ by Vishnudut1926: «Не за что! Обращайтесь в случае любых сомнений — будем рады помочь!». 

••• ═───── •❖• ─────═ •••

ПРИЛОЖЕНИЕ: Несколько слов о Бхима-Двадаши из «Бхавишья-Пураны» и ссылки на сканы для самостоятельного изучения.

В «Бхавишья-Пуране» содержится отдельный вариант Бхима-Двадаши — его можно найти в Уттара-Кханде (беседах Кришны и Юдхиштхиры — смотрите, например, Том 3 Санскрит-Хинди издания भविष्य महापुराणम् हिन्दी अनुवाद सहित — अनुवादक पंडित बाबूराम उपाध्याय हिन्दी साहित्य सम्मेलन प्रयाग २००३), но…

Первая проблема с «Бхавишья-Пураной» заключается в том, что данная Пурана НЕ является Вайшнава-Пураной. 

Вариант Бхима-Двадаши из «Бхавишья-Пураны» также является усложнённым — он предполагает поклонение Четырех-Рукому Господу Шри Вишну с приглашением брахманов, конструкцией мандапы/питха-асаны, подношением золотых кувшинов, рецитацией Ведических Сукт и т.д., но из-за отсутствия упоминаний Шри Варахи этот вариант выглядит несколько чужеродно на фоне стройной системы «Вараха-Экадаши + Вараха-Двадаши», которую предлагают «Шри Гаруда-Пурана» и «Шри Вараха-Пурана». 

Здесь всё ещё осложняется тем, что «Бхавишья-Пурана» является раджасика-Пураной (это вторая проблема), а также жутко интерполированной Пураной (эта третья проблема), т.е. Пураной со множеством поздних неавторитетных приписок и дополнений.

Лично я вообще не принимаю «Бхавишья-Пурану» как Прамана-Шастру и советую всем остальным вайшнавам/вайшнави делать то же самое. 

Таким образом, подчеркну ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ: у нас есть 2 прекрасные Вайшнава-Пураны (Вараха и Гаруда), которые говорят о том, что Джая-Экадаши и Джая-Двадаши — это дни поклонения именно Шри Варахе, поэтому те, кто знают продвинутую Вараха-садхану (Кавача, 1000 Имён, Вараха-Мантра и т.д.) в эти 2 дня должны поклоняться именно Шри Варахе, даже если у них нет золотого Мурти Шри Вараха-Аватары. 

И дополнительно укажу ссылки для самостоятельного изучения. 

·•••【…Гаруда…】•••·

01-A. ‘Шри Гаруда-Пурана’, Глава 127 о Джая-Экадаши на Санскрите-английском — стр. 302 в издании New Bharatiya — ссылка на pdf-скан.

01-B. Версию в транслитерации IAST также всегда можно найти на GRETIL — http://gretil.sub.uni-goettingen.de/gretil/1_sanskr/3_purana/garup1_u.htm

·•••【…Вараха…】•••·

02-A. ‘Шри Вараха-Пурана’, Глава о Вараха-Двадаши на английском в издании Motilal Banasirdass, стр. 124 в Томе 1 — ссылка на pdf-скан.

02-B. ‘Шри Вараха-Пурана’ на Санскрите с разметкой Глав, вшитой в меню «Закладки» (вызывается через CTRL+B в большинстве pdf-ридеров), смотрите всю Главу 41 — ссылка на pdf-скан.

02-C. Глава 41 ‘Шри Варахи-Пураны’ на Деванагари, на сайте sa.wikisource.org — ссылка 

·•••【…Падма…】•••·

03-A. «Шри Падма-Пурана» — все Главы об Экадаши для каждого месяца можно найти в Томе 7 издания Motilal Banasirdass — ссылка на pdf-сканы (история о Мальявате и Пушпаданти находится на стр. 2485 Тома 7). 

03-B. «Шри Падма-Пурану» на Деванагари можно скачать на Vedic Reserve — https://vedicreserve.miu.edu/puran.htm

·•••【…Бхавишья…】•••·

04. У меня в домашних архивах есть вышеуказанное 3-Томное издание «Бхавишья-Пураны» на Санскрите-Хинди, но я этот вариант никогда не добавлю в свои электронные библиотеки по причинам указанным выше (раджасика-Пурана с кучей интерполяций). 

Тем не менее, если кто-то просто захочет изучить вариант Бхима-Двадаши из данной раджасика-Пураны, то вырезанные страницы можно найти в моих облачных дисках: boxdropboxkoofrgett

Статья by Vishnudut1926, Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 22-февраль-2021

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещенаМатериал предназначен лишь для печати в моих блогах

https://vishnudut.wordpress.com/

http://vishnudut1926.blogspot.com/

https://teletype.in/@vishnudut1926rus

Официальный Youtube-канал